Подготовка к ЕГЭ

i

Единый государственный экзамен — это новая реальность в нашем образовательном пространстве. ЕГЭ — это экзамен, одновременно являющийся выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом в вуз (с 2009г.). ЕГЭ сдают только выпускники полной общеобразовательной средней школы, задания ЕГЭ выполнены в виде теста.
Для ЕГЭ характерны две особенности:
1. Результаты ЕГЭ одновременно учитываются как в школьном аттестате, так и в качестве вступительного экзамена в вуз;
2. Все тесты ЕГЭ состоят из однотипных заданий, для оценки ЕГЭ используется единая шкала, позволяющая по уровню подготовки сравнивать всех учащихся.
Сравнительный анализ традиционного экзамена и ЕГЭ выявил следующие отличия:
Для успешной подготовки и прохождения выпускниками школ процедуры ЕГЭ необходимо психолого-педагогическое грамотно интегрированное сопровождение, в которое должны быть включены субъекты образования: педагоги-психологи, учителя–предметники, классные руководители, администрация ОУ, родители выпускников. Его цель — формирование готовности учащихся к сдаче ЕГЭ.
Особенности ЕГЭ обусловливают следующие трудности у учащихся
-Познавательные: недостаточный объем знаний, недостаточная сформированность навыков работы с тестовыми заданиями, неспособность гибко оперировать системой учебных понятий предмета.
-Личностные: недостаток информации о процедуре, отсутствие возможности получить поддержку взрослых, повышенный уровень тревоги.
-Процессуальные: недостаточное знакомство с процедурой экзамена, отсутствие четкой стратегии деятельности.
— Психологические: разочарование в себе и близких людях; усечение в коммуникациях – до глубокого погружения (ухода) в себя; потеря веры в свое достойное настоящее и успешное будущее; эмоциональная расторможенность, не исключающая ярких агрессивных реакций; когнитивный ступор; утеря личностной значимости и ценности собственной жизни. Соответственно, крайне необходима психолого-педагогическая помощь как во время подготовки, так и во время проведения ЕГЭ.
Как помочь детям подготовиться к экзаменам
• Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
• Не повышайте тревожность ребенка накануне экзамена.
• Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок.
• Помогите детям распределить темп подготовки по дням.
• Приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять.
В подготовительный период рекомендуем:
• оформить уголки для учащихся, учителей, родителей;
• не нагнетать обстановку;
• повысить степень «прозрачность» подготовки и проведения ЕГЭ.
_____________________________________________________________________

ПАМЯТКА
Как психологически подготовься к сдаче ЕГЭ
(для учеников)
Подготовка к экзамену
• Сначала подготовь место для занятий. Выбери для себя наиболее комфортное место, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т. п. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах.
• Составь план занятий. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня ты будешь делать (сделай запас +/- 2 темы). Какие именно разделы и темы рассмотришь и повторишь. Отключи телефон на это время. По окончании занятий проверь смог ли ты придерживаться плана или перевыполнил его.
• Чередуй занятия и отдых, скажем, 50минут занятий, затем 10 минут — перерыв. Такой ритм работы дает лучший результат, чем занятия 3 часа подряд.
• Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
• Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, уверенность в успехе добавит тебе несколько лишних баллов.
• Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.
Правило трех карандашей
И здесь самое время вспомнить о правиле трех карандашей. Надо взять три цветных карандаша и попробовать без помощи учебников и шпаргалок прорешать части A и B контрольно-измерительных материалов (КИМ), где представлены типичные задания, которые выпускникам предложат весной.
Карандашом одного цвета, например, синим, следует отмечать вопросы, ответы на которые вы знаете. Вторым цветом, например зеленым, — вопросы, на которые вы можете ответить с трудом, и не уверены, что ответы верные. И третьим цветом, красным, — вопросы, ответов на которые вы не знаете вовсе.
По соотношению цветов будет очевидно состояние подготовки к экзамену, а так же выявлены слабые места. После этого можно приступать к повторению. Начинать надо с вопросов, которые отмечены третьим цветом. Следует найти в учебнике тему того вопроса, с которым возникли сложности, и вновь изучить ее. И таким образом проработать все «красные: темы. После этого «неуд»на экзамен вы уже не получите.
Далее следует взяться за вопросы, ответы на которые вы знаете слабо, и действовать по той же схеме. В оставшееся время повторите вопросы, которые знаете хорошо. Не бойтесь повторять материал не по порядку.

Не рвитесь сразу осваивать часть C, особенно если данный предмет не является профильным. К группе С следует переходить только в том случае, если хорошо решаете группу, А, а так же более половины задач группы В. Если же чувствуете, что с более простыми примерами у вас пока трудности, лучше остановитесь на них.
Накануне экзамена
Многие считают: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это не правильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, погуляй. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого»настроя. Ведь экзамен—это возможность проявить себя, показать свои знания и способности!
Вовремя экзамена
• Вначале вам сообщат необходимую информацию для правильного оформления бланка. Будь внимателен!!!
• Сосредоточься! Постарайся на время забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время экзамена. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени недолжны влиять на качество твоей работы.
• Начни с легкого! Начни с решения тех задач (ответа на те вопросы), в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
• Читай вопросы и задания до конца! Спешка недолжна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задачи «по первым словам»и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких задачах. Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по легким вопросам (задачам) («первый круг»), а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе в самом начале пришлось пропустить («второй круг»).
• Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
• Угадывай! Если ты неуверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
• Не паникуй! Самое главное—успокоиться и сосредоточиться, и тогда успех не заставит себя ждать!
_______________________________________________________________________________
Психологическая поддержка выпускников, участвующих в ЕГЭ.
(памятка для родителей)
Почему они так волнуются?
1. Сомнение в полноте и прочности знаний.
2. Стресс незнакомой ситуации.
3. Стресс ответственности перед родителями и школой.
4. Сомнение в собственных способностях: в логическом мышлении, умении анализировать, концентрации и распределении внимания.
5. Психофизические и личностные особенности: тревожность, неуверенность в себе.
Чем Вы можете помочь своему ребенку в сложный период подготовки и сдачи ЕГЭ?
1. Владением информации о процессе проведения экзамена.
1. Пониманием и поддержкой, любовью и верой в его силы.
2. Откажитесь от упреков, доверяйте ребенку.
3. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.
4. Участием в подготовке к ЕГЭ.
5. Обсудите, какой учебный материал нужно повторить. Вместе составьте план подготовки.
6. Вместе определите, «жаворонок» выпускник или «сова». Если «жаворонок» — основная подготовка проводится днем, если «сова» — вечером.
7. Проведите репетицию письменного экзамена (ЕГЭ). Установите продолжительность пробного экзамена (3 или 4 часа), организуйте условия для работы, при которых выпускник не будет отвлекаться. Помогите исправить ошибки и обсудите, почему они возникли.
8. Организацией режима (именно родители могут помочь своему ребенку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ЕГЭ).
9. Во время подготовки ребенок регулярно должен делать короткие перерывы.
10. Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он раньше прекратит подготовку, сходит на прогулку и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не приобретение знаний.
Как помочь подготовиться к экзаменам:
Слово «экзамен» переводиться с латинского как «испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся ЕГЭ и выпускные экзамены. Безусловно, экзамены — дело сугубо индивидуальное, выпускник оказывается один на один с комиссией. И родителям остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в их силах. Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с репетиторами, но только этим их помощь ни в коем случае не должна ограничиваться. Именно родители могут помочь ребенку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ЕГЭ. Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов. Согласитесь, что каждый, кто, сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку — умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись — вдохнуть полной грудью и идти дальше.
Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план — на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые — в часы спада.
Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.
Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.
Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.
В выходной, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена (ЕГЭ). Например, возьмите один из вариантов ЕГЭ по математике (учителя при подготовке детей пользуются различными вариантами ЕГЭ). Договоритесь, что у ребенка будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, засеките время и объявите о начале «экзамена». Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?
Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему. Что отдыхать, не дожидаясь усталости — лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы выпускник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *